Прикамские школьники узнали, когда россияне будут ездить на беспилотных автомобилях

Беспилотный транспорт стал темой третьего в этом году «Урока цифры», который прошел по всей России. В Пермском крае в акции приняли участие свыше 250 учеников 8-9 классов из Перми, Юго-Камска, Березовки и Губахи. Трансляцию урока все желающие могут посмотреть онлайн по ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=l6pfgOwt8Bg).

Ребята узнали, как работают беспилотные технологии, кто занимается их разработкой и многое другое. Занятие по теме в онлайн-формате провел  Валерий Зиновьев, программист-разработчик пермской IT-компании АО «МБКИ» -компании резидента Технопарк Пермь.

Эксперты рассказали, что обязательные условия автономного передвижения транспортного средства — постоянное сканирование дорог и окрестностей с помощью внедренных в автомобиль лидаров (лазерных радаров), камер, радаров и высокоточных карт. Благодаря лидару генерируется объемная карта местности, а управляющий компьютер соединяет ее с теми данными, которые содержатся в памяти. На основе полученной информации специальный алгоритм оценивает ситуацию на дороге и учитывает поведение остальных участников движения. Компьютер определяет траекторию движения беспилота, а также реагирует на движение других автомобилей, жесты полицейского, идущий впереди школьный автобус, пешеходов, гололед на трассе и множество других факторов.

Через 3-4 года начнется повсеместное использование беспилотного транспорта, а через 10 лет на дорогах России и мира не останется автомобилей с водителем за рулем, считает специалист проекта «Беспилотный автомобиль StarLine» Борис Иванов. Он рассказал ребятам о разработке «умного» транспортного средства и пошагово разобрал принципы работы беспилотных автомобилей.

Одно из направлений в IT, которое используется при создании беспилотных транспортных систем - искусственный интеллект. Отметим, что в вузы Пермского края в 2020 году на специальности, в рамках которых изучается это направление, поступили почти 2,2 тыс. человек. В этом году к выпуску готовятся 766 специалистов со знанием искусственного интеллекта.

«Сегодня беспилотные технологии активно используют в Пермском крае - в частности, для исследования лесосек. В регионе работает информационная система «Умный лес», в которой с помощью искусственного интеллекта оценивается состояние лесного фонда региона. Получить знания в этой сфере жители региона могут также в рамках программ дополнительного профессионального образования в Сетевом IT-университете», - рассказал и.о. министра информационного развития и связи Пермского края Андрей Хорошев.

По мнению ученика пермской «Инженерной школы» Дмитрия Князева, современным технологиям - в частности, беспилотным - не хватает внедрения фундаментальных наук. Он рассказал, что уже попробовал себя во всероссийском конкурсе воздушно-инженерной школы CanSat, в олимпиадах от Высшей школы экономики и готов продолжать обучение точным наукам в вузе. «У меня был опыт работы с нейросетями, люблю заниматься программированием. Но для более глубокой работы и создания чего-то нового не хватает так называемого «математического аппарата». Даже спикеры на «Уроке цифры» обратили внимание на то, что стартапам нужны не только люди, которые могут писать код. В связи с этим я хочу углубиться в математику и физику. Поэтому свое будущее я буду связывать именно с ними. Но программированием я намерен заниматься дополнительно», - отметил Дмитрий.

Ранее глава Пермского края Дмитрий Махонин отмечал, что в Пермском крае создаются все условия, чтобы дети получали качественное современное образование в сфере информационных технологий. «Развитие IT-образования необходимо, чтобы обеспечить высокотехнологичными кадрами IT-индустрию и промышленные предприятия Прикамья, которые реализуют значимые для развития экономики региона инвестиционные проекты. Без качественного образования некому будет работать на наших высокотехнологичных предприятиях, лечить нас и наших близких, строить новые объекты», – отметил Дмитрий Махонин.

Все материалы по «Уроку цифры» будут доступны на сайте проекта. Школьники смогут пройти практическую часть - определить местоположение автомобиля, используя карты и данные сенсоров, предсказать поведение других участников движения и составить или доработать маршрут. Выполнить задания можно в любое время: в школе с учителем или дома, самостоятельно либо с родителями. Преподаватели смогут воспользоваться методическими указаниями, чтобы провести занятие в классе.

Справочно:

Резидент технопарк Пермь – компания АО «МБКИ» - пермская IT-компания, занимается разработкой стратегий по обороту объектов интеллектуальной собственности. «Машина изобретений AWTOR», созданная ОАО «МБКИ» - нейросетевой программный комплекс для решения технических, технологических и иных противоречий. Проект основан на допущении, что известное на сегодняшний день в мире количество видов предметов и их свойств дает возможность специально обученной нейросети найти все потенциально возможные изобретения и выдавать их людям по запросу.